Ши Мин

Материал из КОМПЛЕКС ШИ МИНА. ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ. ШКОЛА ВИКТОРА СЯО.

Перейти к: навигация, поиск

Перейти в "Генеалогия и Мастера нашей ветви"


Ши Мин 石明

Ши Мин 石明

Наш современник, составитель «Сжатого комплекса классического стиля Ян», Мастер Ши Мин 石明 (1939 – 2000 гг.), 53 года подряд, до последнего вздоха, не жалея сил, практиковал тайцзи-цюань, исследованию которого посвятил всю свою жизнь.

Боевые искусства Ши Мин начал изучать с восьми лет. Его отец, практиковавший шаолиньский стиль в провинции Шаньдунь, обеспокоенный слабым здоровьем сына, по переезде в Пекин, отправил его с поклоном на обучение тайцзи-цюаню к мастеру Цуй Синсаню, ученику Хэн Шоушаня (один из «десяти пекинских старцев», т. е. крупных современных ушуистов). Цуй Синсань обучал Ши Мина стилям У-воинственному и У-гражданскому. Он не был консервативен, и после трехлетнего обучения посоветовал Ши Мину пуститься в поиски: повсюду ходить и учиться, брать у других полезное, чтобы пополнять самому недостающее. В течение многих лет Ши Мин следовал совету своего первого учителя. Он всюду ходил и присматривался к знаменитым мастерам и другим школам тайцзи-цюаня, посещая различные общества и клубы ушу, многочисленные группы в парках, осмысливал багуа, синъи и тунби. У Гао Цзыюня он выучил комплекс тайцзи с мечом (тайцзи-цзянь).

Вторым учителем Ши Мина, которому он официально поклонился, будучи еще подростком, был Чжу Хуайюань, старший ученик Ван Юнцюаня. Позже Ши Мин рассказывал, что у учителя Чжу, кроме тайцзи-цюаня стиля Ян, он выучил еще пять базовых упражнений из «Жу-и тунби», которые впоследствии полностью «тайцзиизировал». По воспоминаниям сына Чжу Хуайюаня Чжу Чуньсюаня Ши Мин был самым способным из учеников его отца.

Однажды ему посчастливилось получить ценную подсказку на ощущении со стороны деда по Школе, Ван Юнцюаня. Благодаря своему упорству и природной смекалке Ши Мин сумел ее понять, отчего «будто у тигра, приобретшего крылья», в технике туй-шоу и исполнении комплекса у него произошел качественный прорыв, за которым последовал стремительный прогресс и выход на бесконтактный уровень. Вслед за этим, в течении многолетних поисков Ши Мину удалось самостоятельно вскрыть целый ряд секретных техник тайцзи-цюаня. Недаром он признается одним из мастеров, наиболее полно овладевших высшим уровнем боевой техники в ряду своего (и не только своего) поколения.

Ши Мин 石明

В гражданской жизни Ши Мин не стремился сделать карьеру. Закончив Институт дипломатии, он устроился на работу в «Китайскую компанию по импорту и экспорту машин», в отдел, требующий наименьшей отдачи, – распределение почты и документов. «Я выбрал этот отдел, чтобы иметь возможность уделять тайцзи-цюаню максимальное количество времени. Мои коллеги очень долгие годы не знали о моем увлечении» – пояснял он. Однако образование пригодилось, поскольку без него было бы трудно читать и понимать тексты на вэнь-янь (полудревнем китайском языке).

Исследуя классические тексты по тайцзи-цюаню Ши Мин делал упор на трактаты Ван Цзунъюэ, У Юйсяна и Ли Июя. Он досконально обдумывал, осмыслял и переосмыслял каждое слово, добиваясь понимания всей душой и понимания «руками» (т. е. на прикладном уровне). Исходя из практики мастерства и реальных боевых ситуаций он детально изучал и другие виды ушу. Со временем наивное восхищение тайцзи-цюанем, как уникальным способом кого-то побить, ушло в прошлое. Учитель Ши Мин неоднократно повторял: «Тайцзи делает упор на гармонию движений мысли и тела, плоти и души, чтобы улучшить и укрепить физические качества, развить умственные способности и разнообразить жизнь».

Преподавать Ши Мин начал в 1972 г. в пекинском парке Дуньдань, а через шесть лет перебрался в чудесное место – островок в середине огромного озера в Парке лилового бамбука. Он проводил там утренние занятия ежедневно без выходных, отдыхая лишь один раз в году – в первый день китайского Нового года – Праздника весны. Мастер Ши Мин постоянно выискивал общие и различные достоинства других видов тайцзи-цюаня и прочих школ боевых искусств, собирал их по каплям, переваривал, выяснял скрытые нюансы, проверял на практике, в ходе чего создал собственную систему базисного мастерства, а также своеобразный метод обучения по ступеням.

Бесконечно отрабатывая тонкость ощущений на отдельных комбинированных приемах и пытаясь внедрить их в исполнение комплекса, Ши Мин пришел к выводу, что ради экономии времени и повышения эффективности занятий, классический комплекс стиля Ян необходимо разгрузить от повторных движений и позиций. В ходе тщательного отбора, скрупулезной увязки приемов и проверки их на практике, он сократил количество движений почти на половину. Именно этот сжатый Ши Мином комплекс мы и изучаем в Школе Виктора Сяо.

В годы печального недоразумения с мастером Чжу Хуайюанем, Ши Мин был вынужден дать своему комплексу отдельное название – «Жу-И», в комментарии к которому он выразил свою память и тоску по учителю и деду. К нашему общему счастью мастерами ветви Ван Юнцюаня был проделан огромный труд по устранению накопившихся в прошлом недомолвок и обид, и в апреле 2011 года, под горячие аплодисменты всех мастеров и членов «Общества по исследованию наследства Ван Юнцюаня», Ши Мин был посмертно восстановлен как, фактически, старший ученик Чжу Хуайюаня и заслуженный преемник Школы Ян Ветви Ван Юнцюаня. Вместе с тем и его отборный комплекс приобрел свое подлинное название: «Сжатый комплекс классического Ян». А для нас навечно остался его завет: «Лишь прозанимавшись до уровня, когда тело полностью подчиняется уму, можно будет считать, что пришел к чудесному просветлению. Ведь каждый человек стремится к такой свободе телесных движений, а тайцзи-цюань именно к этому и ведет».


Ши Мин 石明

В 1987 г. «Академия ушу при Госкомспорта Китая», «Китайская ассоциация ушу», издательство «Народный спорт» и редакция журнала «Чжунхуа ушу» организовали в Западных горах под Пекином беспримерную в истории по составу и уровню «Всекитайскую научную конференцию по боевым искусствам», на которую впервые был приглашен, до этого не участвовавший в подобных организациях и их деятельности, мастер Ши Мин. Во время конференции, также впервые в истории Китая, было создано «Научное общество по ушу при Научном обществе физической культуры Китая». Первыми членами «Всекитайского общества ушу» стали 91 человек с полномочиями сроком на пять лет. Среди них всего два «народника», одним из которых был, ранее мало известный, народный мастер Ши Мин (он продолжил работу и во втором созыве). Примерно в то же время он стал членом «Пекинской ассоциации ушу». В общественном признании Ши Мина незаменимую роль сыграли зампредседателя Госкомспорта Китая, директор Академии ушу, председатель Международной и всекитайской ассоциации ушу того периода, Сюй Цай, и директор Пекинской академии ушу, тренер неоднократного чемпиона Китая и известного киноактера Джетта Ли, У Бинь. Они вовремя и в полной мере оценили редкое искусство Мастера, его значение и роль в унаследовании высокого уровня тайцзи-цюаня.

За восемнадцать лет обучения тайцзи-цюаню Ши Мин набрал две группы личных учеников, обучил большое количество китайских и иностранных любителей, оставил ученикам в наследство серию фонограмм своих лекций и видеозаписей практических занятий. На английский и русский языки переведена книга Ши Мина и Сяо Вэйцзя «Переплавка сознания в ушу». Во всем мире широко известны видеоинтервью, взятые у Ши Мина видным американским продюсером и режиссером Биллом Мойерсом, а в России – видеоматериал с демонстрацией его искусства в Парке лилового бамбука, заснятый и отредактированный Виктором Сяо. Ученикам и последователям Ши Мина еще предстоит огромная работа по приведению в порядок, тщательному исследованию и публикации наследия великого мастера.


Перейти в "Генеалогия и Мастера нашей ветви"