Ян Лучань

Материал из КОМПЛЕКС ШИ МИНА. ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ. ШКОЛА ВИКТОРА СЯО.

Перейти к: навигация, поиск

Ян Лучань (Фукуй) - 杨露禅 (1799–1872?)

Ян Лучань 杨露禅

Это имя, с которым неразрывно связаны слава и распространение тайцзи-цюаня не только в Китае, но и по всему миру. О его мастерстве ходили легенды ещё при жизни, а стиль, который он практиковал, очень быстро по праву получил признание от элиты китайского ушу.

К сожалению, мы не располагаем точными данными биографии Ян Лучаня, лишь немногие факты могут быть проверены на достоверность. Многочисленные легенды, связанные с искусством этого Патриарха тайцзи-цюаня, показывают нам, как его воспринимали современники.

Первые же противоречия касаются происхождения Ян Фукуя (Лучаня) и даты его рождения, но большинство исследователей склоняются к версии, что он родился в крестьянской семье в местечке Юньнянь провинции Чжили (ныне Хэбэй) на Севере Китая в 1799 году. Также нам известно, что в детстве и юности он занимался шаолиньским стилем. О том, как юный Ян узнал о тайцзи-цюане (тогда он так не назывался) существует несколько версий. Одна из них рассказывает, как Фукуй стал случайным свидетелем поединка, где проявилось невероятное искусство, когда легкое движение далеко откинуло нападавшего; оказалось, что это был родственник Чэнь Чансина из Чэньцзягоу. Другая версия сообщает, что о тайцзи-цюане, как о мягком стиле, Ян Фукую рассказал его первый учитель ушу (обучавший его шаолиньскому искусству), видя в своем ученике особые способности. Но возможен и вариант, что Ян Лучань нуждался в другом стиле по причине слабого здоровья (есть данные, что обучение его началось с излечения от склеромы живота). Как бы то ни было, точно известно, что он отправился в Чэньцзягоу к Чэнь Чансину, но не был сразу принят в ученики и остался в доме мастера в качестве слуги. Однако однажды, случайно услышав на заднем дворе «Хэнь-Ха!», Ян поинтересовался происходящем и обнаружил, что Чэнь Чансин обучает своих сыновей. Он стал подсматривать за тренировками и тайно повторять увиденное. По традициям того времени это могло стоить ему жизни. Далее версии снова расходятся. По одной из них Ян вмешался в спор между учениками Чэнь Чансина и показал более высокое мастерство, чем сыновья мастера; по другой — он защитил честь семьи, вступив в схватку с явившимся в Чэньцзягоу неким мастером ушу, который вызывал на поединок престарелого Чэнь Чансина. В любом случае, благодаря какому-то из этих случаев обнаружилось, что Ян тайно подсматривал за закрытыми тренировками клана. Однако Чэнь Чансин не стал наказывать Ян Фукуя, а принял его в ученики.

В наше время существует немало спекуляций на тему того, чему обучался в Чэньцзягоу Ян Лучань. Недоразумения возникают по причине того, что традиционно в клане Чэней на протяжении веков практиковался стиль «пао-чуй» (пушечные удары), в отличие от мягкого стиля, практикуемого Чэнь Чансином, которому, согласно преданию, его обучил некий Цзян Фа, и который был общим с традицией тайцзи-цюаня из Чжаобао, в которой Чансин имел родственные связи. Это подтверждается исследованиями У Тунаня, который специально посещал Чэньцзягоу, и тем фактом, что патриарх клана Чэнь Факэ, от которого ведёт свою линию передачи тайцзи-цюань стиля Чэнь, в Пекине на вопрос, как называется семейное искусство, которое он представляет, ответил — «Пао-чуй».

Несколько раз Ян возвращался в свою деревню, но после схваток, закончившихся для него поражением, вновь возвращался к своему учителю, пока тот, наконец, не объявил, что ему больше нечему его обучить. Закончив обучение в Чэньцзягоу, Ян Лучань вернулся к себе на родину, но у него не было даже собственного дома. Поэтому ему пришлось искать способ заработать на пропитание. Особую поддержку ему оказала семья У, в которой был сильный интерес к боевым искусствам. Обучавшийся у Ян Лучаня У Юйсянь имел хорошее образование и широкие связи не только в своем уезде, но и в столице. Существует легенда, согласно которой Ян Лучань в поединке убил одного буддийского монаха и, скрываясь от преследования, был вынужден с помощью У Юйсяня уехать в столицу, где, по его рекомендации, устроился работать в одну богатую семью. Вскоре молва об особом искусстве Ян Лучаня стала распространяться по городу. Есть несколько преданий о том, как его искусство стало известно, но так или иначе, его стиль не был похож на расхожее представление о боевых искусствах: движения были плавными и мягкими, но никто не мог реализовать своей атаки и отлетал от него, какой бы физической силой не обладал. Поэтому этот стиль стали называть «мягкий кулак», «ватный кулак», «нейтрализующий кулак». Ходили также легенды и об особых способностях Ян Лучаня, например, что он мог пройти по снегу, не оставляя следов, а ласточка не могла взлететь с руки мастера — настолько тонко он мог управлять опорой. Постепенно за Ян Лучанем закрепилось прозвище Ян Ути (Ян не имеющий противников). Сперва он преподавал тайцзи-цюань в доме богача Чжана, но когда молва дошла и до императорского двора, Ян Лучань был приглашён обучать искусству тайцзи-цюаня императорскую семью и ближайшую охрану в княжеской резиденции. Это было верхом признания.

Многочисленные исследователи занимались вопросом, у какого же именно князя императорской фамилии преподавал Ян Лучань. Лучше всех выдерживает проверку на достоверность версия, что этим князем был Ицун (великий князь Дунь), пятый сын императора, правившего под девизом «Даогуан». Именно в его доме проводились занятия с великим князем, его детьми и офицерами императорской охраны.
Так Ян Лучань стал Патриархом тайцзи-цюаня, а стиль, который он практиковал и преподавал, был назван его именем.